Игра "Мафия" на N городов

"Мафия" в известном виде

Или «Мафия» для одного города». Согласно преданию, игра была придумана студентами психологического факультета МГУ, проживавшими в общежитии ФДС МГУ им. Ломоносова в 1980-е годы, получила распространение среди всего студенческого сообщества СССР и России, и пользуется высокой популярностью до сих пор. Игра столь же популярна, как игровой дискуссионный формат «Парламентские Дебаты» – среди студентов Британии и США. Однако, в отличие от последних, «Мафия» гораздо более неформальна («Парламентские Дебаты» продвигались в России через «Фонд Дж.Сороса», представительство которого впоследствии было закрыто из-за подозрений в идеологических диверсиях), органична, вариативна по регламенту и гораздо более популярна в России.

По сути, «Мафия» представляет собой игровой формат принятия решений в малых группах, направленный на поэтапное выявление ролевых компетенций ее участников на основе физиогномико-поведенческих наблюдений, индуктивных рассуждений, основанных на накоплении сведений об игровом процессе, а также дедуктивных рассуждений на основе обобщений игрового поведения участников команды в предыдущих сессиях или этапах игры. Однако логика игры индуктивна по преимуществу, с чем связано предложение нового формата, расширяющего исходный вариант и позволяющий избавить его от некоторых, часто наблюдаемых, проблем.

Суть игры – в анонимном разделении команды на группы «мирных/честных граждан» и «мафию» (как правило, определяется мастью и достоинством игральных карт), в задачу каждой из которых входит выигрыш посредством символического «убийства» группой мафии «мирных граждан» ночью (все участники закрывают глаза, открывают глаза отдельные функциональные участники по команде ведущего), казни предполагаемых «мафиози» мирными гражданами днем, а также попыткой всех участников вычислить, кто есть кто в процессе игры. «Убитые» выбывают из игры. Среди обычных карт есть особые функциональные (типичные – «комиссар», «доктор», «маньяк», «проститутка», «босс мафии», и менее типичные – «взрывпакет», «негр» и другие). Вариации регламента предполагают открытие либо не открытие карт участников, выбывших днем, первую ночь с убийствами или без них, а также более экзотические вещи вроде возможности общения с «душами умерших» (наблюдающими ночной процесс игры выбывшими участниками) для получения у них совета в случае игровых затруднений. Увеличение числа функциональных карт среди участников зависит от увеличения их числа – в частности, при 14 и большем числе участников в городе может быть два клана мафии, последовательно «просыпающихся ночью» по команде ведущего и могущих, таким образом, «убивать» представителей другого клана. Выигрывает группа «мафии», если остаточное число ее участников превосходит число группы «мирных»; выигрывают «мирные», если они либо вычислили всю «мафию», либо и «мафию», и «маньяка» (в зависимости от изначальной договоренности всех участников по регламенту).

Таким образом, даже для случая нескольких мафиозных кланов имеет место один город. Наибольшие проблемы по ходу игры возникают в первый день, когда ведущий объявляет игровой режим «день» и возникает необходимость сделать первоначальные предположения о первых кандидатурах на выбывание. Как правило, решение выносится рандомно, посредством запуска кругового голосования всех игроков, принимающих решение относительно любых других участников по основанию «в этой игре ты мне почему-то не нравишься, так что без обид», с последующим отсеиванием набравших наибольшее число голосов, их «оправдательным словом», раундом переголосования и принятия решения об удалении участника из игры в случае, если его оправдательные доводы оказались неубедительными. В целом, это не всегда обоснованно исключает возможность участия выбывающих в процессе игры, хотя и обусловлено основными условиями самой игры.

Средством решения этой проблемы, а также наделения игры дополнительными возможностями, является ее реализация в формате для нескольких городов.

"Мафия" для N городов

Предлагаемый формат желательно реализовывать на группе игроков, осведомленных об обычном формате, рассчитанном на один «город».

Суть его – в том, что в игровом процессе участвуют минимум два города, в каждом из которых существует свой мафиозный клан, влияющий только на этот «город» (выносящий из игры только участников команды данного города), и не влияющий на ночные и дневные процессы в другом «городе». Однако сами «города» взаимодействуют между собой в лице своих «мирных» жителей, которые могут, в зависимости от изначальной договоренности всех участников по регламенту, в «дневном» режиме высылать подозреваемых в «мафиозности» участников в другой город либо вместе с сохранением «казни», либо вообще без нее. Таким образом, происходит анонимная по игровой роли ротация участников между городами. При объявлении о переходе участника из одного города в другой противоположная команда (или команда, в которую переводят участника – для N>2 городов) обязана отдать другой команде либо «казнить» (в зависимости от регламента) одного из своих участников (принцип хэдж-фонда), при  этом новый участник команды становится полноправным ее членом, а если он – «мафия», то переходит в подчинение местного клана (если переведен «босс», а в местном клане «босса» нет, то он становится боссом местного клана; если переведен «комиссар», то он работает совместно с местным комиссаром, то же самое – для «доктора» и прочих функционалов; в случае N>2 «городов» местный функционал становится боссом для всех пришедших в его категории). Задача «мирных» – либо истребить всю мафию (или мафию и маньяков) в своих городах, либо перевести мафию всех городов в один город (и тогда в городе, состоящем из одной мафии, участники будут вынуждены днем и ночью «выносить» друг друга из игры), а всех мирных – в другой. Расчистка одного города от мафии означает, что он благоприятен/безопасен для «переезда» («людских инвестиций») в него.

Увеличение числа «городов» N>1 обеспечивает формат для чемпионата по игре в мафию для различных команд, а также является игровым условием для отработки методик принятия решений в экспертных сообществах с одновременным выявлением и формированием групп экспертов с заданными целевыми компетенциями. «Мафия» для N городов» («Мафия» для страны из N городов») по основанию ротации участников игры в системе принятия решений подобна «икосаэдру» – формату принятия решений в малых группах, разработанному для проекта управления экономикой Чили «Cybersyn», возглавляемого в 1970-1973 гг. британским кибернетиком Стаффордом Биром. В отличие от чисто регламентирующего «икосаэдра», данный формат предполагает возможность выявления экспертов, имеющих заданное предметное видение (экспертизу), и распределения их по отдельным группам либо смешивания с представителями других экспертиз.

Реалистической подоплекой этого формата является то, что в древних обществах-общинах в отношении социальных девиантов применялась не казнь, но изгнание. При этом, если сами изгои образуют общину, то сохранение ими того же типа резко антисоциального поведения ведет к уничтожению этого сообщества, для избежания чего им самим придется измениться. На этом основано то, что «ночных убийц» – мафию – днем не убивают, но изгоняют в другой город.

Добавить комментарий