Инвектива любви, панегирик злости

Ты жив, пока ты зол, пока в тебе есть злость, пока ты в режиме злости. Говорят, что ты жив, пока ты любишь, пока в тебе есть любовь, пока ты в режиме любви. Но это чушь: сострадание, эмпатия - конкретные ценные качества личности, а «любовь», как она широко известна, есть достаточно изъезженное и спроституированное понятие, расширенное и потому эксплуатируемое лукавыми лицемерами. Когда в тебе есть любовь, тебя легко водить за нос и пользоваться тобой; когда зол и недоволен осознаваемой данностью и услащающей ее иллюзией любви, то решителен и готов бороться именно в меру этого состояния. Что придает силы и остроту интеллекту. Будучи ситуативной способностью к поступку, решительность является добродетелью, и злость, таким образом – ее условием.

За столь воспеваемым понятием любви кроется ложь приверженности вопреки всему, но это неразумно и неосмотрительно, и лишено самоуважения. Злость всегда конкретна и не терпит лжи, тогда как за абстрактом «чистой любви» кроется иллюзия неопределенного блага, конкретного лишь в своем натальном чаянии и потому полагаемого святым. Когда мы злимся, то для нас всегда уместен вопрос со стороны других о причине злости, но когда мы любим, то сам вопрос о причине любви у многих может вызвать негодование, поскольку он создает ситуацию "порчи момента", то есть разрушает это состояние и совершает покушение на эту самую "святость", которое есть ничто иное, как покушение на наше собственное чувство. (Как говорил Шопенгауэр, люди ценят его пуще всего прочего.) Вопрос же о причине злости не гарантирует избавления от этого состояния, но является началом рационализации его судьбы: либо преодоления, либо усиления.

Злой человек вовсе не обязательно есть творец зла, но заведомо способный к творчеству. Хотя любовь также является источником творчества, она содержит риск представления о безусловности себя как блага для своего предмета, а значит - пренебрежения его особостью и лишения его выбора, а значит - возможности искренней взаимности. В этом - причина тех случаев, когда в "идеальном" браке по любви "вдруг" обнаруживается скрытый расчет.

В этом же смысле любовь не имеет отношения к милосердию и добросердечности, ибо представляет собой категорию желания, тогда как последние есть категории ценностной позиции (оценочной склонности) к своему предмету, но не желания, то есть имеют иное основание действия выбора.

Будучи применены с холодным расчетом и критикой собственных интересов, злость и недовольство способны быть источником конкретного блага. Злость предохраняет от необдуманных поступков, а от любви человек теряет голову. Злящийся определяет себя, тогда как любящий растворяется. Невозможно согласовывать позиции между неопределенными или растворенными субъектами или сущностями, поскольку… их нет, и на момент такого согласования они составляют лишь содержание чьей-то памяти, но не действительные интересы, а последние всегда конкретны. Именно поэтому любящие и влюбленные часто жестоко платятся горьким разочарованием.

Именно за все это стоит любить злость.

(Где-то между Сенекой и Ницше.)

Добавить комментарий