Ценностные базисы

Данная тема необычна и, скорее, была бы свойственная разделу "Библиография", нежели "Статьи". Название "ценностные базисы" я нашел наиболее удачным, поскольку списки в той или иной степени связанных постулатов, которые столь же можно было бы удачно назвать "постулатами приверженности", отличает их конечность, относительно небольшое число и определенность. В традиционном своем варианте они также известны как поучения, заветы или заповеди. Стоит отметить, что естественно-научно коннотируемое слово "аксиома" также этимологически означает "исходный тезис или постулат, принимаемый как ценный". Выявление этих постулатов-базисов, выраженных в явном или неявном виде, дает очень много для рационального постижения идей и концепций, являющихся предметом исследования истории мысли. Данные базисы также имеют весьма важное виртуалистическое измерение, поскольку представляют собой систему того зерна, из которого проистекают целые направления в истории мысли, охватывающие значительные группы авторов, распространяющие с большими или меньшими силой убеждения и эффективностью эти мысли в виде философских и мировоззренческих направлений, идей, идеологий, которые порой овладевают массами, претворяясь далее в движущие силы человеческой истории.

Поначалу ценностные базисы в явном или неявном виде формируются отдельными авторами, в большей или меньшей степени влияющими на формирование таких групп и направлений, обладающими различными возможностями в трансляции их более-менее готовой к восприятию, более-менее многочисленной, аудитории, становящейся авторами-носителями, развивателями или, нередко, могильщиками этих идей. Однако сами базисы, выкристаллизовавшиеся в более-менее чистом виде у отдельных авторов, есть, безусловно, следствие условий их жизни, определенного общественного устройства, витающих в обществе интересов, конфликтов, уже существующх ценностей и отношения к ним, а также природно-климатических условий, среди которых пытливый, наблюдательный или задетый чем-то за живое ум находит общее и обозримое. Такие ценностные перечни-базисы нередко состоят из констативных и перформативных суждений, иной раз из конструктов "перформатив-констатив", где второй является объяснением для первого ("Бей негодяя всякий раз! Помни, если кто-то отбирает твои права, ты имеешь право уничтожить его!"), либо из констативных конструктов "настоящее-будущее" ("Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут"). Однако это не обязательно, и базисы могут состоять как исключительно из констативов, так исключительно из перформативов, а также представлять собой их множество, не связанное отношением истолкования. Поясняющие эмпирические примеры к ним могут даваться не первоисточниками, а продолжателями, но это уже будет другой, менее формальный, тип отношения истолкования, нежели отмеченные конструкты, более строгим образом задающие смысл базиса.

Важным свойством ценностных базисов является их целостность. Особое значение для базисов имеет их эмоциональная острота, особенно резкое неприятие одних групп ценностей теми, кто придерживается других ценностей. Среди предложенных экземплярв того, о чем идет речь, есть как принципы, полностью ориентированные в эмпедокловском смысле на "любовь", "культурологическую конъюнкцию", так и полностью на "вражду", "культурологическую дизъюнкцию", но бывают и такие, что сочетают и то, и другое (пример - "Кодекс Ротшильдов для детей").

При этом, будь они культурологически ориентированы "конъюнктивно" или "дизъюнктино", ценностные базисы всякий раз также задают отношение "свой-чужой", делящий этический универcум на тех, кто следует, и тех, кто не следует этому базису. Острота конфликта по этому основанию зависит от того, сколь серьезным является экзистенциальное принятие постулируемых ценностей, то есть насколько базис обладает адаптивно-выживальщицкой значимостью. Это не такая, на первый взгляд тривиальная, вещь, если взять пример "Заповедей студента" ("Чти преподавателей своих… ибо сессия не за горами"). На первый взгляд, шуточные заповеди, сочиненные в стиле библейских, демонстрируют, насколько важность следования им зависит а) от опытного или умозрительного осознания условий их появления и б) от актуальности для кого бы то ни было оставаться в числе студентов.

Понимание степени осознанности ценностных базисов, догматичности и полноты следования им, а также их интегральное присутствие в отдельной личности и в массовом сознании позволяют, соотнося ценности с наблюдаемыми векторами интересов, определять возможности поведенческих триггеров и барьеров (конфликтов интересов и ценностей), и формировать поведенческие ожидания, что весьма важно для работы культурных индустрий и освоения способов противодействия им.  Именно поэтому ценностные базисы здесь представлены в качестве особого рода подборок библиографических источников некоего, базового, уровня. Полагаю, что приведенный список списков бедет пополняться по мере обнаружения интересных экземпляров.

p.s. Комментарии и обобщения в файле "Принципы Бакминстера Фуллера" - не мои.

Добавить комментарий