Акопянц и амбиции

Я бы не сказал, что текст "Кто виноват и что делать, или Россия на распутье" А.Акопянца действительно касается ситуации "на распутье". Скорее, тезис - "умерить амбиции". Но "умерить амбиции" - не значит что-то делать. Ибо первое, что делается, когда нужно ничего не делать (а работать рабочим, к примеру, всю жизнь) - это именно что умерить амбиции, или отказаться от мечты.
Может быть, так: "давайте выберем правильные амбиции"! Тем более, что амбиции большинства современных молодых людей по большинству своему шаблонные, и уж всяко не "фаустовские".

То есть изложение Акопянцем проблем по Григорьеву верное, и три ответа в конце верные, но вот выводы - не совсем. А в них-то как раз, как в деталях, и кроется дьявол. Да, Россия сегодня - не развитая держава, но значит ли это, что мы, например, должны ставить знак равенства между образованием и "человеческим капиталом"? Кластерный поиск своего места в мире - также в рамках неокономики, но значит ли это, что это путь возврата в индустриализацию ("рабочих не хватает"), которая суть промышленного капитализма, возникшего, согласно тому же Григорьеву, как социальная девиация глобального масштаба вследствие странного стечения обстоятельств? Едва ли так. В рамках той же теории, часть которой хорошо излагает Акопянц, признается конечность капитализма.

А вот что поистине трудно, так это не возвращение к состоянию "рожи немытой" с отказом от "претензий к жизни", но способность вообразить новое, не отталкиваясь от готового образца. Способность стать законодателем мод, но это же и есть попытки - то упоминаемого им "дирижаблестроения", то еще чего. Это время экспериментов, а не отказа от них. Кстати, стоит обратить внимание на то, что призыв к отказу от амбиций соседствует с призыву к отказу от экспериментов. Между тем, в эксперименте (экономическом в данном случае), сколь невостребованным он ни был бы на данный момент, есть важный смысл: он уже заведомо ориентирован на спрос и наращивание параллельных деятельностных навыков, способных пригодиться в будущем. А чтобы не затрачиваться на доведение невостребованного эксперимента до конца, нужно уметь вовремя остановиться, для чего, опять же, нужно воображение, сопряженное уже с прогностической способностью и способностью оценки текущей конъюнктуры. Сиречь нужна развитая управленческая способность, которая, во всяком случае, не есть способность безамбициозного das man как состояния, вменяемого как нормальное каждой личности или большинства в обществе. Такое уже было в Средние Века, когда человеческие способности и даже физиологические нормы подавлялись христианской догмой, имеющей мало общего с собственными изначальными идеями. В таком случае неокономика - верное средство на пути в средневековье. Но не тем ли ценна жесткость ее позиции, что позволяет наиболее четко искать возможности выхода? И это при том, что, как показывают мои собственные исследования этой теории, она не строго детерминистична: и в плане постулатов, и в плане используемой ею нарративной методологии, и в плане выходов на смежные вещи.

А вот вообразить - значит придумать проект, выходящий за рамки того, что уже исчезает (хотя и будет иметь эти элементы в "снятом виде"), а потому и требует выхода в рассуждениях о ней за рамки известного. Это будет не абы какая новизна "маркетингового толка", но следствие жизненной потребности в ней. Именно этого хотелось бы от автора.

Добавить комментарий