Антикапитализм-2012: трагедия, фарс или драма?

Атмосфера дня с мрачными свинцовыми тучами и ветром, колышущим на фоне этих туч красные знамена, недвусмысленно создавала впечатление, что уже октябрь, причем красный и самый революционный. Шествие началось за здравие, с лозунгами и речевками, в пределах ограждений, охраняемых регулярно поставленными людьми в серых плащах, походом среди замоскворецкой архитектуры, в сторону Болотной набережной с двумя большими заводскими трубами, что еще больше придавало зрелищу тревожный антураж России накануне революции. Манифестация наличия явления! По первым прикидкам – действительно, было около 1 000 человек лимоновцев, представителей Левого Фронта, СКМ, РСД, Революционной Рабочей Партии, анархистов разных цветов и даже КПРФ. Удальцова почему-то не было, хотя он вроде ожидался в качестве главного «изюма». Из интересных лиц были Лимонов, Кагарлицкий и еще несколько человек, в том числе молодых лидеров, которые мне не известны.

 

Закончилось шествие митингом возле ЦДХ на Крымском валу. И, надо сказать, за упокой. С учетом повторений тезиса о необходимости пресечь разграбление страны и народа, грозных призывов к революционной борьбе и признания того, что одними тезисами не отделаешься, митинг показал, что вопрос о солидаризации левых так до сих пор и не решен. Почти ничего не было сказано по кричащему национальному вопросу – лишь вялая полемика «стоит ли связываться левым с националистами», призыв Кагарлицкого в духе «любые силы в помощь» и признание некоторыми ораторами того, что «наши силы слабые». Лозунги про «рабочих» и «пролетариат» не отражались в речах проблематизацией фактического отсутствия этого самого «пролетариата» в России и присутствием в Азии, попыткой хоть как-то обрисовать его замену на конструктивную силу. Ничего не было сказано про фактическое гастарбайтерное рабство, имеющееся в стране. Кстати, ни похожих на гастарбайтеров людей на шествии заметно не было, ни речи о солидаризации с ними, а рабочие в белых касках на стройке возле памятника Димитрову наблюдали за шествием издалека. Лозунги «долой буржуев» никак не сопровождались рефлексией того, что «буржуй» – это горожанин, а людей с сознанием горожанина сегодня в России и мире, в отличие от 1917 года, по меньшей мере, 70%, и что сами-то пришедшие на митинг левые – тоже, в известном смысле, «буржуи». Ничего не было сказано хотя бы о какой-то общественно-устроительной или экономической задаче, способной стать мотивом революции и воплощения лозунга «отнять и поделить» с огромного черного транспаранта лимоновской колонны шествия. Это не считая до сих пор того, не уясненного нацболами, обстоятельства, что постмодернистский эпатаж намекающего на нацистскую символику флага ну никак не вяжется с идеями социал-демократии. Непонятно, чем они в этом постмодернизме отличаются от консультантов нынешнего политического режима, смешавших в одну кучу флаг февральской буржуазной революции, герб рода Палеологов, музыку Александрова и стихотворный новодел Михалкова? Указание некоторыми выступавшими на то, что социальную базу левого движения составляют неприкаянные бывшие студенты и снимающие квартиры, мог бы быть заменен куда более интересной темой конкретных предложений по решению жилищного вопроса, тем более, что темы эти вполне себе находили разрешение в истории советского авангарда, пусть и отличались некоторой экстравагантностью. Менять мир "до основанья" – уже экстравагантность. Мир, очевидно, меняется, причем резко и радикально - так кто должен быть в авангарде этих изменений? Когда я уходил, на митинге оставалось от силы человек 200.

 

В некотором смысле митинг был полем полемики и очевидной рекогносцировкой перед «Маршем миллионов» 15.09.2012, «решительным размежеванием» с белой лентой и потоплением экземпляра таковой в ближайшей луже. Наверняка это был «прекрасный ход конем», но лично я ожидал большего конструктива, чем критика «креативного класса». Например, я ожидал от левых обсуждение главной глобальной проблемы «пределов роста» – его не было, как будто таковой проблемы нет. Или все эти лидеры движений считают ее несущественной? Очень странно: Интернационал, Коминтерн, левый проект вообще – это, в свое время, крупнейший и мощнейший глобальный проект, едва не закончившийся экономической победой в 1970-е годы. И что же за проблемы обозначались, помимо констатации общих мест? Заявление, к примеру, феминистки о необходимости «борьбы с борщом», а также лозунг-требование от «черного» анархиста о новом «философском пароходе» с неизменным уничтожением государства – без полнейшего понимания того, что именно неолиберальная политика устроила в России такой «философский пароход», который не идет ни в какое сравнение с «пароходом» первых лет советской власти, «пароход утечки мозгов», накормивший стратегических конкурентов страны экспертами, подготовленными на бюджетно-налоговые деньги советско-российских ВУЗов. Даром, что молодые они, но тот ли это случай, когда подобные ошибки молодости могут быть прощены при взгляде в будущее – да и есть ли этот взгляд у новых левых? Это все – к вопросу о солидаризации, о барьерах и триггерах левого движения. И никакого подобия «обсуждения ошибок Парижской Коммуны», как известно из классики, будто не было никакой истории после октября 1917 года. А где, например, тезисы о новых электронных формах тотального контроля, с конкретными предложениями по организованному сопротивлению им? Где четкое публичное тезисное обозначение политико-экономических условий, в которых приходится вести борьбу? Подобные мероприятия – то самое место, где, по идее, должны озвучиваться такие вещи. Граждане, вы «серьезно» революцию делаете, или продаете очередную оранжевую продукцию индустрии хай-хьюма, искусно завернутую в красное полотнище?

 

Что ж, если российские леваки «серьезные», то определенное время на раскачку у них еще имеется, только вот обозначение того, что реально будет происходить и что нужно делать, вряд ли сформируется быстро; на текущий момент – недостаточная осознанность условий деятельности и, в сущности, отсутствие вменяемой стратегии. Налицо концептуальный разброд и шатание при наличии нескольких пассионариев, готовых к действию. Готовых ли? К чему именно готовых, кроме того, чтобы быть статистами среди прочих индикаторов социальной напряженности? Если российские левые маршем "Антикапитализм" демонстрируют, что способны быть реальной альтернативой современной им капиталистической системы, то, по логике вещей, они также должны демонстрировать сопоставимый ей уровень организованности и, собственно, системности. Насколько такие организованность и системность возможны сегодня? Оставлю этот вопрос открытым.

Добавить комментарий