Дополнение к очередному комментарию Хазина о морали и праве

Ответ на реплику про Евразийство, размещенную вот здесь: http://worldcrisis.ru/crisis/1025585

В целом и по существу согласен, по деталям - замечания.
1. "Ростовщик или банкир до XVI века никак не могли быть уважаемыми членами общества": наверное, до "длинного XVI века", ибо, опять же, Медичи - первые банкиры, пролезшие в папство, от которого они зависели, преимущественно в последней трети XV века; и, кстати, католики-Габсбурги, давшие "банкирскому" папству по шеям и разграбившие тот же католический Рим, занимали весьма неоднозначную позицию по вопросу лютеранства. В конечном итоге, им была важнее империя и политика, нежели религиозные распри.
2. Протестантизм в корне отрицал "позлощение" и развращение римского клира, откуда и пошло "не могу иначе".
3. Для современного дехристианизированного мира Европы, скорее, походит слово "ханжество", ибо здесь нужно говорить не просто и не только про отказ от каких-то ценностей, имеющих, кроме моральных кстати, и космологические основания (сильно пошатнувшиеся после "великих географических открытий", сопровождавшихся, кстати, экспансионисткими усилиями испанского католицизма - при том, что уже в 19 веке именно квакеры и прочие постпротестанты являли собой образец борьбы с рабством в Америке), но также про извращение самого понятия "закон", который в Библейской христианской традиции связывается со всем Ветхим Заветом.

p.s. На ханжество, как основную характеристику современного европейского общества, указывает именно "политкорректность", о которой говорит МЛХ, это его основной признак: отказ от любого морального суждения, основанного на рассуждениях о морали и рефлексии моральных тем и вопросов, запрет на этический дискурс вообще или разрешение такового в некоторых, догматических, рамках. Однако, так понятое ханжество может быть свойственно любой мировоззренческой системе, будь она католическая, протестантская, исламская, иудейская или социалистическая. Кстати, по поводу иудейства: именно фарисеи были в свое время наиболее прогрессивной религиозно-политической партией с их постулатом "закон для народа, а не народ для закона", и вот именно на их непоследовательность была обрушиваема критика Иисуса Назарейского (апостол Никодим, выкупивший тело Христа, к слову, был фарисеем).

p.p.s. Современная же РПЦ, равно как Римская курия эпохи Лютера, являли собой совсем не то, что христианскую церковь в ее идеальном виде, а, скорее, саддукейскую религиозно-политическую партию Иудеи эпохи Иисуса, цель которой состояла в том, чтобы сохранять за собой статус-кво священической элиты со всеми ее привилегиями и неприкосновенностями.

Добавить комментарий