На WC - интересный материал про Марка Дайса - социального экспериментатора из США, оценивающего "овцелюдей"

Данные о нем здесь и здесь.

Парень-экспериментатор молодец. Только тут еще кое-что есть: многие подписывают не глядя наверняка потому, что в США явление "движений за" или "против" пруд пруди, и граждане просто привыкли к разного рода демонстрациям. На этот счет много анекдотов про диалоги "американского президента и советского генсека". В этом смысле куда важнее факт несерьезного отношения "не-овец" к любого рода политической активности, призывающей к любого рода "метаразговорам". Между тем, формальное согласие на ненапряжное участие в чужом "политесе" является прямым следованием идеи классического либерализма "я с Вашим мнением не согласен, но готов погибнуть за Ваше право его высказывать". Эта формальность теперь - вроде невроза, как свечку в церкви поставить, или перекреститься. Только вместо "не согласен" теперь все больше фигурирует "наплевать". Именно такого рода кризис доверия является существенным препятствием к способности граждан США влиять на ситуацию в стране. И, кстати, наличие многочисленных "несерьезных" общественных движений в США (в России, кстати, тоже, но чуть менее массово) - если не способ, то, по крайней мере, прекрасное условие для внедрения разного рода социальных технологий растворения социальных значимостей в потоке шумовых данных. Именно на актуализацию этого феномена, похоже, работает молодой американский экспериментатор. В России немного иначе, тут нет такой массовости распространения политических идей, религий, товаров и услуг - эффект этой массовости меньше и концентрированней. И несколько иное отношение к идеологической мишуре - иногда меркантильное, но большей частью пофигистически-отстраненное. И народ больше безмолствует, он скуп на проявление своего гласа, даже формального. Но, как говорится, глас народа - глас божий, а Бог, как говорится, долго терпит, да больно бьет. Пожелаем применимости этих русских пословиц и американскому народу ;)

Добавить комментарий