От "Фейсбука" - к "Транснету"

Текст "Диалога" на РБК: Михаил Хазин и Сергей Сибиряков определяют "транснет" как тотальную транспортную сеть на предварительно напряженных струнах. Идея хорошая, и похоже, у Хазина еще немало таких людей и штучек в рукаве. Но, как любит выражаться сам Хазин, "нужно понимать", что за этой струнной технологией кроется целый ворох еще кое-чего, о чем в передаче не говорится. Тем не менее, передача на редкость интересна: там проводится идея обратного "качения" от онлайна в оффлайн, и то, как об этом говорится и в связи с чем, и составляет важный момент в экспертных дискуссиях. Тренд подобен другим эволюционным "виткам" и "качениям" в области технологий средств массовой коммуникации (к которым, несомненно, относится и транспорт) и new media, вроде "текст-мультимедиа-текст" (последний "виток" - с появлением ридеров), или "локальность-внепространственность-локальность" (последний "виток" - с массовизацией ГИС), и т.п.


Примечательно, что:

  • на момент выхода передачи о представляемой Сибиряковым компании Транснет ни на Гугле, ни на Яндексе почти ничего (похожие названия "не в тему" - не в счет);
  • струнная технология по изобретению российская (и, если кто помнит, фильмы даже были популярные, демонстрирующие феноменальные свойства этого транспорта), но здесь уж очень откровенно торчат уши Фуллера с его идеей tensegrity;
  • Хазин произносит вполне корректное выражение "триангуляционная сеть" применительно к струнной транспортной сети, но триангуляционная дорожная сеть - это, во-первых, идея Михаила Охитовича периода "спора о социалистическом расселении" 1920-х годов, а во-вторых, это, соответствие, опять же, геодезической карте Бакминстера Фуллера;
  • Хазин приводит сравнение о "сшивании" континентов струнным транспортом подобно тому, как в свое время державы сшивались морским транспортом: тема морского транспорта является ключевой для фуллеровой интерпретации истории технологического развития;
  • пожалуй, самый примечательный момент во всем этом обсуждении: весь этот струнный транспорт есть ничто иное, как закрывающая технология. И вот тут возникает самый интересный вопрос о том, кто и как станет ей препятствовать, и станет ли, и попытается ли кто-нибудь "жирный" ее оседлать; если нет, то это будет весьма позитивным примером.



Текст и видеозапись передачи представлены по следующим адресам:

http://worldcrisis.ru/crisis/986365
http://rbctv.rbc.ru/archive/dialogue/562949984081263.shtml

Добавить комментарий