Ошибки Григорьева вне экономики

  • Отрицание обобщения и дедукции как когнитивной способности в принципе (естественной способности, кстати) при признании индуктивизма. В этом же смысле им не артикулируется явно и не проводится четкого различия между обобщением как когнитивной операцией и проблемой выбора между общим и частным в сфере общественных отношений. Подлинной противоположностью общего является единичное/индивидное, частного - целое. Из этого выстраивается более комплексная категоризация прикладных вопросов права.
  • Отрицание опыта как метода и формы познания при принзании индукции с поправкой на пирсову абдукцию (по его словам, "индукция неправильно понята"), неразличие житейского опыта и системного/организованного при проведении прочих подобных различий (потребительские и финансовые/квалифицированные деньги, неорганизованные и организованные силы природы и т.п.).
  • Утверждение о существовании "иерархического инстинкта" без прояснения природы инстинкта и фактическом отсутствии инстинктов у человеческого существа. Инстинкт = стандартный алгоритм поведения + базовая потребность + стимул, вызывающий базовую потребность. Тогда придется признать резонансную природу инстинктов и требующую прояснения двойственность факторов такого резонанса (как стандартного поведения, так и базовой потребности), а также сохраняющуюся проблему объяснения внеинстинктивной склонности человеческих особей и их сообществ к образованию иерархий. Именно по причине провозглашения этого инстинкта отрицаются факторы культурного (семантико-сетевого) влияния как надстроечные и не влияющие на экономический процесс.
  • Разговор об "общественных противоречиях" в контексте гегелевской диалектики как проявление "вульгарного марксизма". В этой диалектике речь идет о противоположностях, а не о противоречиях: в случае первых, в отличие от вторых, возможно диалектическое снятие.

Добавить комментарий