О милитаристских помоях и медиатрансляторе

В детстве советской эпохи было много книжек, свидетельствовавших о том, что делает привластный буржуй, когда жрать нечего и пахнет смутой: он начинает заниматься милитаризмами. Я вообще давно угораю от количества сообщений на, в общем-то, достаточно "продвинутом" Утро.ру во славу русского оружия: прекрасный интернет-магазин для шейхов и вождей малых народов ЮВА, обеспокоенных Китаем.

Но самая главная книжка советской эпохи на сей счет - старый добрый "Интернационал" Эжена Потье, содержащий формулу того, о чем говорит уважаемый автор публикации:

Власть душит нас, в тиски зажатых.
Налоги ранят невтерпеж.
Обязанностей у богатых
И прав у бедных не найдешь.
Одним дворец, другим канава,
Услышьте ж Равенства завет:
«Нет без обязанностей права!
Прав без обязанностей нет!»
...
Конец обманам и дурманам!
Прощай, военная муштра!
Народу — мир, война тиранам!
Забастовать, солдат, пора!
Назло упрямым каннибалам
Их героизма не хотим.
Теперь по нашим генералам
Мы грянем порохом сухим.

"Мы грянем порохом сухим" - это не я, это Потье сказал, так что, если что, не стоит навешивать "призывы". ;) Здесь - логика вещей исторического процесса. Он, конечно, непредсказуем (скоро, кстати, на эту тему Талеб в Москву придет, и кучу бабок с выступленья соберет), однако "социальная механика" все ж таки заставляет обратить внимание на свое существование. Вот и будем посмотреть, какой революционый класс здесь может возникнуть в условиях фактического отсутствия ррреволюционного пролетарията как его неотъемлемого механизма. Некто (не будем говорить кто - все, кто нужно, и так знают) предполагает, что таковыми пассионариями должны выступить продвинутые предприниматели, пользующие "прогрессивные методы". Однако ж увы: пока им есть что терять, и сегодня эта когорта вызывает серьезные сомнения в ее способности постоять за себя перед лицом "бряцающих". Будем посмотреть.

Ну и, кстати, по поводу самого источника информации: примечательно, что инвектива Александра Рубцова против эйфорической эстетизации войны оказалась размещенной в газете "Ведомости". Эта газета, равно как ее "гротескно-шутовской" аналог - газета "Коммерсант" - в свое время были ключевыми площадками, где освещались события промышленных конфликтов - да таким образом, что разобраться в сути публикуемого могли только те, кто был в них заинтересован, либо вел регулярный мониторинг (вроде Вашего покорного слуги, дорогой читатель). То было время сырьевой ренты, и газета-таки выступала этакой "независимой площадкой", равно глядящей на правых и виновных в мире перманентной войны за остатки советского промышленного наследия - а война там шла, напомню, нешуточная, с человеческими жертвами. Сейчас идет другая грызня, и вот уже госолигарх Сечин требует арестовать тираж "респектабельной деловой газеты". В те староглиняные времена начала 2000-х рынок "силового предпринимательства" в "респектабельной газете" не рассматривался как нечто мерзкое, как "милитаризм" или "военщина" - потому, что продолжалась "разрядка", а сами эти слова воспринимались каждым первым как понятийный "пережиток советской эпохи", уж никак не применимый к процессу "первоначального накопления капитала", воспринимаемому деловым сообществом как "необходимый" и "неизбежный", ибо риск - благо. Что, господа, теперь удивляемся эффекту масштабируемости конфликтных рисков? Эстетизация военного "тяжмаша" - признак того, что есть уровень, на котором некто покрупнее играет в войнушку, с использованием аутентичного реквизита "театра действий", не ограничиваясь местными братками в трениках с ручным огнестрелом и купленными ментами - здесь-то кремлевские арбитры давно разобрались да все поделили. Однако ж Рубцов прав: бряцание настоящими средствами - не по-настоящему, а для населения (а потому вдвойне гадко); настоящая боевая псина точит зубы и рвет ими молча, не гавкая. И, если действительно приспичит, то быстро прожует и "респектабельное издание", как уже некогда прожевала "уникальный журналистский телеколлектив".

Добавить комментарий