Пара слов о стратегии образования элит "from scratch"

Фильм 2002 года сюжетно напоминает фильм 1989 года "Общество мертвых поэтов" от П.Уира, а учитель истории - Робина Уильямса. По сюжету складывается впечатление, что их там либо только истории учат, либо то, что учитель истории там - препод привилегированной категории. Многие, наверное, смотрели, и нет смысла повторять сюжет. В сей картине есть еще одна скрытая мораль (как во многих американских фильмах, особенно про элиту) - вполне себе в стиле полумасонскй эстетической герменевтики XVIII века: сам способ преподавания римской классики - это что-то "не то". Но здесь - посыл наиболее пассионарной части общества (собственно, дидактическая, школьная, актуализация темы для американских элит): во-первых, почему только Рим, во-вторых, почему так много фактуры, в-третьих, почему так мало книг. А ведь это 1970-е годы, когда проблема авторства уже была поставлена ребром и с этим вовсю велись интеллектуальные эксперименты. Вопрос же в рамках этого "второго дна", собственно, касается того, может ли такое гимназическое образование, самозамкнутое на своей элитной исключительности, влиять на развитие нравственности? Уважаемая и думающая о себе что угодно, живущая в своем мире профессура "закрытой школы", тем не менее, по-марксову все равно остается в сервитуте действующих элит, которые, в случае возникающих недоразумений, всегда могут напомнить, кто в доме хозяин. Кстати, кто в доме хозяин: "философы, которые должны управлять государством" и о которых эстетски рассказывается в учебной лаборатории, или зубастые "сенаторы Рима"? Мы ведь знаем, что "польза от философии весьма сомнительна, а вред очевиден". Однако вопрос о трансисторичности решает именно философия, и зубастому сенатору, ее презирающему, придется подвинуться - иначе обломает зубы или, что для него еще хуже, обнаружит, что зубы крошатся. В фильме, однако, есть драма "молчаливого достоинства", но нет позиции "менять мир, а не только объяснять".

Сегодня в России ведутся эксперименты по формированию новой элиты, ибо старая банально стареет, а ее дети, "сходя с ума от того, что им нечего больше хотеть", банально деградируют, не успев постареть, по вполне себе простой, но малозаметной, экономической причине: деньги - заменитель знания. Элита в статусе "master" в России силовая, элита в статусе "slave" - торгово-неолиберальная. В некой полужидкой кооперации той и другой сегодня предпринимаются попытки сформировать новых лидеров общества в рамках различных экспериментов. Прежде всего - предпринимательскую элиту, поскольку она конструктивна и адаптивна. Этой предпринимательской элите сегодня рассказывается о различии "хорошего" собственно предпринимателя - "творца нового", и "плохого" бизнесмена, работающего лишь за деньги и ради денег. Что такое деньги, пытающиеся заниматься "образовательной инженерией" представляют себе плохо, ибо сами представляют из себя не элиту, но либо временщиков, либо де-факто образованщину, случайно оказавшуюся у непонятных якобы рулей неведомого ей организма, убежденную в том, что без нее-то сей организм никак не справится. Поскольку при всем этом сиволапом ручном управлении денег в итоге оказалось "нема" (ибо деньги - сфера процессов самоорганизации "деистического толка" по преимуществу), сегодняшнему "экспериментальному" юношеству внушается необходимость создать-изобрести-предпринять, но так, чтобы "без денег", ибо "денег нет". При этом, похоже, молодым людям совсем не объясняется инструментальная роль денег, но вполне по-японски внушается порицаемость неудач (а как же - у лидеров не может быть неудач). Кстати, предприниматель без денег становится очень похожим на гаражника, но сегодняшние гаражники активно ныкаются по углам, понимая, куда дело движется, а не задают стандарты, как это, по своему аналитическому определению, должна делать элита.

Осмысленно ли требовать от хирурга демонстрации мастерства в отсутствии хотя бы скальпеля, ибо это, во-первых, потенциально холодное оружие (ай-яй-яй, добропорядочный "гражданин империи" не должен думать об оружии), а во-вторых, помимо скальпеля хорошему хирургу нужна куча всего, заключенного в понятии "оборудованная операционная". Изучающее предпринимательство и принципы "лидерства нации" (а что, нации сегодня действительно жизнеспособны?), то есть "социальную инженерию" в широком смысле (или общественно-гуманитарные предметы) юношество этого не понимает и не может требовать. А когда требует, возникает ситуация хирурга-на-улице и реплики вроде "ишь куда замахнулся - это все денег стоит; и, между прочим, "хорошему танцору всегда яйца мешают"; инфрастурктура уже есть - в крупных государственных корпорациях, где хорошие карьерные перспективы и возможность работать на благо страны; если ты специалист - сделай что-нибудь без дополнительных условий". И вот эту бурду инсталлируют в головы неофитов, порождая когнитивные диссонансы.

С учетом вышесказанного про фильм, стоит отметить, что в России эксперименты с "массовой элитой" начинаются на уровне ВУЗа, а не на уровне школ-до-совершеннолетия. Это не совсем from scratch, но уже другая история.

Добавить комментарий