Прояснение сути аутизма позволяет понимать антропологическую проблематику естественного человека

Начиная с 7 минуты - очень важное замечание в ролике про детей-аутистов об избытке сенсорной информации. Это - к дискуссии в рамках неокономики о натуральном человеке. И это небольшое замечание проясняет природу человека организованного как именно первично действующего, а потому огрубляющего внешний мир за рамками своего поля внимания, как то делают гениальные прозреватели вроде Григорьева или Савельева, что свойственно представителям как раз-таки академической науки и что еще должно быть прояснено со всем тщанием. Однако для первого из них, во всяком случае, важно различать, когда он иронизирует, когда провоцирует, когда рубит с плеча и когда формулирует некий удачный лаконичный тезис, упорно не желая различать афоризм и лозунг.

В свете той же ремарки аутичной девочки из ролика становится очевидной важность понимания нарушений работы или дизонтогенеза зон мозга, ответственных за саморефлексию и самоосознание в отвлеченном модусе "стороннего взгляда" - того, с чего в социологической классике начинается организованный человек. В этом смысле, если все-таки за организованной стадией предполагать стадию трансцендентального (или, в более широком моем дискурсе - "гельветического") человека, то весьма важным оказывается соотносить в понимании и в практике такие, доминантно ценные, когнитивные операции, как эта самая отстраненная саморефлексия и способность к системному удивлению, воплощенная в умении вопрошания. Иначе говоря, здесь возникает вопрос о способах и возможности соотнесения деятельностного самоограничения с жаждой знаний или даже с жадностью до них, являющейся необходимым условием творчества, ради конкретизации воплощения которого, собственно, и самоотграничивается организованный человек от избытка сигналов внешнего мира. При ответе на него как раз и возникает проектное измерение деятельности в смысле его срочности, равно как срочности любой профессиональной деятельности. Осознание этой срочности и решение обращать внимание на нечто срочное (специализированное) как раз и составляет суть организованности, но никак не "приверженность" специализации, поскольку последняя означает фактически отказ от использования многообразия сенсорных каналов.

Здесь обнаруживается еще одно предположение: социум (и социализиция как процесс интеграции в него) оказываются средством снятия нагрузки с сенсорных каналов психосомы, которые, в свою очередь, требуют более сложной системы обработки поступающего по ним потока данных - то есть большего задействования и развития структур мозга в адаптивных целях. Такое снятие связано с обеспечением безопасности на конвенциональных основаниях (которые не обязательно имеют рациональную природу - например, религиозную, патри- или матримониальную или иную иерархическую), но за это надо платить. Не задействование палитры каналов восприятия компенсируется социальным формированием сенсорных субститутов, которые в наиболее развитом состоянии представляют культурные индустрии, прежде всего - интегрированные маркетинговые корммуникации и масс-медиа, в пределе, в свою очередь, собственного развития начинающие задействовать не используемые в процессе социализации сенсорные каналы психосомы личности, но уже аллопоэтическим (целенаправленным и сконструированным), а не автопоэтическим (основанным на личном адаптивном выборе и развитии собственных когнитивных способностей) образом. Собственно, это подтверждается этимологией самого понятия сенсации как информационного повода, обращающего и концентрирующего на себя наиболее массовое внимание, отвлекающее от иных событий. В результате роста такой нагрузки, имеющей прямую манипулятивную (и, кстати, мультипликативную) природу, наряду с ценностным исключением (негативной пропагандой) саморефлекции растет вероятность роста числа аутических состояний, чему также способствуют факторы социальной депривации молодежи и разрушения либо снижения доступности формальных и неформальных институтов ее социализации (детсадов, школ, центров творчества, способов семейной консультации), а также кризисом макроэкономических задач современной педагогики. На уровне семьи управленческие аномалии передаются наиболее внушаемой психосоме ребенка. Значительным "фактором отсутствия" также является познавательная недопроясненность радикальных изменений в сфере "культурных индустрий" на основе продуктов и результатов инфокоммуникационной революции к. XX - н. XXI веков.

Ключевым способом решения проблематики видится акцент на развитии отмеченных когнитивных функций и сопротивление факторам их подавления.

Данное объяснение связывает наблюдаемый многими авторами рост аутизма в мире (и в России, в частности) не с массовыми геномными изменениями (хотя таковой фактор и не исключается), но с факторами внесознательной, полусознательной и надличностной управленческой природы, лежащими на стыке социальной и психосоматической сфер допустимого человеческого управления.

Добавить комментарий