Степень без диссертации, или протестантизм в науке

Своей инвективой против диссертации (Invectiva vs dissertatio), датированной январем сего года, я стремился продемонстрировать системную проблему здания существующей ныне научности ервропейского типа, и определить, отталкиваясь от каких проблемных состояний будет формироваться научность посткризисного мира. Одновременно, поскольку в инвективе обозначен религиозный аспект нынешней науки, и подобие ее состояния состоянию католической церкви XVI века, вполне можно считать этот текст неким аналогом "тезисов Лютера", характер которого может быть общей отправной точкой в сторону нового понимания форм и способов системной познавательной деятельности. Заявление председателя ВАК Филиппова о начале эксперимента, суть которого заключается в праве ВУЗов присуждать научные степени ученым без написания диссертации, а также сам этот эксперимент, способны стать первыми шагами в сторону возвращения университету статуса подлинного источника науки в обществе, поскольку именно там имеет место подлинная встреча знания с незнанием (становящимся вскоре ученым незнанием), студент и преподаватель взаимно уравновешиваются, а порыв изыскателя формируется в условиях отсутствия, но не наличия, в свободном межфакультетском поле. Возможно и хорошо, если такая практика распространится и на другие университеты мира, где научные задачи имеют возможность соприкасаться с жизненными, и где tabula rasa имеет не меньшую значимость, чем то, что может быть на ней написано.

p.s. Вот только не надо заламывать руки и кричать, что эксперимент сей - очередной этап развала российской науки, после реформы РАН. Разумеется, на фоне второй волны приватизации оплывающее жиром ворье растаскивает остатки инфраструктуры и системы культурного воспроизводства страны и, возможно, эксперимент сей - в русле этого процесса. Но реформа эта, чем бы она ни была, есть двойка, поставленная академикам Историей по себе самой. А такой эксперимент способен быть средством контролируемого поиска решения существенной проблемы, то есть феноменом научной деятельности.

Добавить комментарий