Текущая геополитика вкратце

Итак, что имеем в плане реперных точек, или центров силы, персонифицированных не в "юридическом лице" региона, но в "физическом лице" страны? Центров, формирующих собственные культурные коды и ценностные базисы, вменяющих их всем остальным в зоне своего влияния. Сегодя это США, Китай, Германия и Россия. США "уходит" с должности полицейского, оставляя за собой нестабильность, Китай американизирует внутренее потребление, а также "дальний" вывод производств низового уровня, только на этот раз в "недоиндустриализированную" Африку (к которой он сегодня проявляет недюжий интерес), смещая США с мест первой экономики мира. У Германии появились все шансы стать объединителем Европы, ибо США и прочие "атлантисты" слабы, в стране есть реальный сектор, а социальное напряжение среди населения самым удачным образом распределено между богатым Западом, где коренные и высоко оплачиваемые немцы с вытравливаемым десятилетиями национальным самосознанием подвергаются жесткому социокультурному давлению со стороны иммигрантов преимущественно неевропейского происхождения, и более бедным, но более пассионарным и националистически настроенным Востоком, на фоне общеевропейского падения спроса на немецкий экспорт, снижения уровня доходов и все громче задаваемого вопроса "с какой стати мы должны за всех платить?". Все это весьма удачно ложится на общеевропейский рост националистических настроений, возмущения навязанным абсурдом "мультикультикультурализма", а также прогнозы и опасения относительно повсеместного возникновения (или возрождения) фашистских режимов в качестве "традиционной европейской ценности". Для России характерно: фактическое функционирование государства по принципу "а правительство на другой планете живет"; отсутствие реального сектора экономики и науки; конец сырьевой модели экономики, ускоряемый сланцевыми эксцессами США; фактическое наличие вооруженных сил лишь в виде стратегических подводных лодок и самолетов; обнищание и социальная деградация населения; все более заметный рост социальной напряженности в связи с чреватым безработицей незащищенным вступлением России в ВТО, а также ползучим апартеидом против коренной, титульной и государствообразующей части населения в виде проводимой (судя по всему, тем же государством) политики его вытеснения массами преимущественно азиатских и кавказских этносов, одной частью представленных бесправными работягами-гастарбайтерами, другой частью - организованными и высоко солидаризированными преступными группировками. В последнем аспекте Россия выглядит как типично европейская держава.

В плане временнЫх перспектив имеем серьезные геоклиматические изменения, за многообразием и противоречивостью разговоров о которых, тем не менее, фигурирует прогноз на ориентировочный 2030 год, к которому немногочисленными местами, годными к проживанию и не пораженными наводнениями, засухами, смерчами, недостатком питьевой воды и прочими удовольствиями останутся Синьцзян-Уйгурский, Тибетский, Южноафриканский и Североевропейский регионы; в последнем расположена Россия, и он самый крупный. И, вместе с остальными перечисленными регионами, самый лакомый (данные взяты у историка А.Фурсова из одного интервью с его участием). Втапоры на условный 2030 год замыкается процесс выведения китайцами отмеченных выше низовых производств в Африку с соответствующим потреблением природных ресурсов - если экстраполировать без малого тридцатилетний период формирования welfare state по американскому образцу, и предполагать, что за низовыми производствами в Африку из Китая уйдут высокие, и что при этом Китай будет создавать у себя средний класс по кальке с американского (что, в общем-то, вряд ли). И на 2030 год замыкается первая дата в условном периоде 2030-2050 годов, когда, по прогнозам докладов Римскому Клубу, человечество достигнет пределов роста по всем показателям. К этому времени произойдет смена минимум двух поколений, и начнется мировая борьба за ресурсы суровых, но пригодных для жизни оставшихся регионов.

Очень важную роль в этих мрачных процессах сыграют новые (а может, хорошо забытые старые) технологии - вопрос в том, кто и как их применит. Ибо техника, как говорил основоположник мирсистемного подхода Фернан Бродель, составляет толщу истории.

Добавить комментарий