Языковой новояз или безграмотность: реальные или мнимые причины для настороженносити

Материал вызвал некоторое недоумение, ибо разговор о проблемах образования ведется с достаточно узких позиций. Да, действительно, происходят некие настораживающие трансформации языка, прежде всего - в плане грамотности речи, но давайте отделим мух от котлет, ибо, похоже, здесь есть подмена реальных проблем мнимыми.

Прежде всего, албацкий йазыг - это феномен интернет-фольклора (и предмет отдельного изучения), и многие, его использующие, вполне себе знают, “как будет правильно“; более того, мы вряд ли реально знаем, какова доля в активно использующем его интернет-сообществе тех, кто используют его в качестве языка эллочки-людоедки, а не в качестве, скажем, эзопова языка (серьезных исследований на сей счет не было). Иное дело - насыщение повседневной речи блатной феней (она изучена гораздо лучше), но эти основания, опять же, социальные, и лежат в нашей ну совсем недавней истории. Второе, обширная тирада про перевод иностранных имен имеет мало оснований. Действительно, перевести Черчилля как “Чурчхелла“ - это перебор, однако разница перевода иностранных фамилий является фундаментальной проблемой реконструкции авторства, и в отдельных случаях научным был вопрос о том, являются ли Шекспир и Шакспер одним лицом или двумя разными, для идентификации письменных источников древности. Возмущенное акцентирование на этом большого внимания - пример “граммарнаци“ (албацкое). Новояз филологам давно известен, и до определенной степени не представляет собой не то, что общественную опасность, а даже является фактором развития языка.

Реальной проблемой является то, почему языковые искажения становятся не карнавальными или специализированными подмножествами естественного языка, а повседневной нормой, определяя мышление. А это уже связано с требованиями к самому мышлению. И здесь, собственно, вылезают проблемы МГУ - моей alma mater. Сегодня Университет преисполнен разного рода новоявленными факультетами-помойками вроде ФПО, ИГУИСИ и т.п., созданными в недавние известные годы для зарабатывания денег на “образовании“ и привлечения студенческой массы. Возможно, качество преподавания там и не всегда плохое (ибо единая среда Универа), но цели вполне очевидные, и серьезной наукой там не пахнет. Расширение таких вот структур ни о чем, помноженое на увеличение массы, и порождает снижение содержательности сегодняшнего среднего студента-мгушника, что я имел честь немало наблюдать. Хотя вот в последний именно год их сообщество произвело на меня весьма благоприятное впечатение.

Что до собственно журфака, то им неплохо бы определиться, кого они все-таки готовят. В приватных беседах преподы и асперы соглашались с тем, что готовить они должны специалистов в области массовых коммуникаций, и преподавать то, с чем работают на рынке СМИ/СМК. Между тем, по диплому журфак МГУ (препод из статьи, кажется, оттуда) по-прежнему выпускает “филологов“ (а филфак зачем?), параллельно имея недешевые платные факультативы по рекламе/PR, а общий уровень развития медиатехнологий в стране сильно отстает от западного - как по инноватике этого рынка (хотя вот МЛХ тут, понятное дело, начнет плеваться, называя его либерастическим, но тем не менее...), так и по научной обеспеченности. И журфак МГУ тут близко не стоял рядом с Медиалабораторией MIT. Как результат, имеем неподконтрольные и некупируемые технологии, многолетне воздействующие на массовое сознание, которым просто нечего противопоставить, поскольку ТАКИЕ задачи в качестве научных всерьез и комплексно в СССР и нынешнем “деконструированном“ пост-СССР не ставились. Про финансирование этих задач лучше не говорить. Между тем, сегодня именно МГУ должен быть флагманом такого роде решений, но, понятное дело, решения такого рода заведомо носят межфакультетский (ибо междисциплинарный) характер, включая и филологию, и социологию (в каком там у нас состоянии соцфак, а?), и компьютерную лингвистику, и экономику. То есть, должны быть внутренние гранты и программы (общественный спрос), от смысла которых идет междисциплинарная движуха. А вот уже под эту движуху подтянется и язык науки, операционализирующий движение мысли и развивающий общую речь в сторону высокоуровневой продуктивности.

Добавить комментарий