Сообщества низового уровня в аспекте локальных инфоком-сетей

Когда власть становится преступником, право быть судьей получает народ. Беда в том, что суд этот, свершаемый гласом народным как гласом божьим, осуществляется, как правило, через бунт и смуту, когда вместе с "грязной водой" выплескивается и вполне здоровый "ребенок". Когда верхи не могут, низы, согласно классике, не хотят; но не только - они не могут, ибо, будучи низами, не знают. Однако сегодня, когда (как уже писано на этом сайте) массовость умелого, но необразованного пролетариата сменяется массовостью образованного, но неумелого эдьюкариата, знания могут быть распространены и получены, требуется их конвертация в системные действия гражданской самоорганизации, исключающие либо резко снижающие риски социальных шоков, с одновременным перехватом контроля над повседневной экономической активностью. В презентации представлены структурные основания для низовой самоорганизации общества, соответствующие гипотезе о разделении труда на основе одноуровневой (либо малоуровневой) кооперации малых социальных групп.

В природе такого рода формы самоорганизации встречаются сплошь и рядом, а потому изложенное в виде схем и текстов носит перипатетический характер. Но это одновременно значит, что изложение неизбежно является и кибернетическим, и урбанистическим. В ходе обсуждения документа в группе экспертов НИЦ "Неокономика" было высказано опасение насчет сведения вопроса к постулированию энгельсового "идиотизма деревенской жизни"; тем паче это актуально, что, по одной из версий неономадического альтерглобализма, идущего от валлерстайновской мирсистемности, глобальным "новым кочевникам" противопоставлено забитое в локусах низовое население, где такой идиотизм возводится в степень на принципиально новых основаниях. Сразу оговорюсь, что речь в моей небольшой презентации не о том: оптимизация жизни "на местах" для меня вовсе не означает резкого сужения горизонта сознания и отказа от вселенского масштаба человеческого существа. Речь идет об инструментальном комплексе предметных различий, определяющих стратегии коллективного выживания - не больше, но и не меньше. И этот комплекс, на мой скромный взгляд, как раз способствует и обеспечению возможности беспрепятственного выхода за рамки локуса, и сохранению широты сознания. Тем более, что подобные прецеденты общественной организации в Истории уже были, хотя рассмотрение этих прецедентов - тема отдельного поста.

Добавить комментарий