А потому, в качестве небольшой поправки к израильскому исследователю - моя гипотеза на перспективу: в мире все же будут возникать "зоны вменяемости" в виде цивилизационных анклавов, но они будут, так сказать, "швейцаризироваться", формируя своего рода "ландмарки", но в масштабе планеты, и в этих же масштабах искать подобных, налаживая связи с ними и пользуя никуда не девающиеся (а может, и развивающиеся) те самые транспортные технологии, о которых ведет речь автор. Такие анклавы (не хочу говорить "окна стабильности") уже были в истории постримской до- и предкапиталистической Европы: те же "каролинговцы", "барбаросовцы", "рудольфинцы", а также всякого рода "патрикоразмерное" христианство и прочая "кельтовщина". Интерес к последней, кстати, является сегодня предметом повышенного интереса "коренного населения" "национальных стран" и, похоже, точкой роста новой европейской идентичности на основе выхода корней "из потаенного". Иное дело, что этим анклавам - "хуторам культуры" придется существовать, с одной стороны, в режиме относительно малых групп, давления тоталитарных структур (по сути, "единоцентровых" имперских), сопротивляясь им и выискивая оригинальные способы защиты. Впрочем, опять же, подобное было в Истории - сегодня достаточно вспомнить нужное и грамотно интерпретировать. Искусство же и наука интерпретации, как мы знаем - основа гуманитарных (и не только) наук.
p.s. Конечно, я понимаю, что подобные "разнесенные" решения, предлагаемые в качестве "этюдов оптимизма", вполне соответствуют феодальному "форм-фактору" общественного расселения, однако не исключаю и того, что соответствующая инерция капиталистических "аномалий", включая транспортные возможности да инфоком, способна создать нечто продуктивное в смысле кооперации таких групп.
Добавить комментарий