Контракт Nvidia с DARPA: кино про киборгов

Контракт на пятилетку заключен на предмет исследований Nvidia по заказу DARPA в области встраиваемых процессоров для монтирования оных в транспортные средства с целью наиболее эффективного распознавания образов, ориентации в пространстве и повышения интеллектуального уровня всякого рода движущихся и движимых устройств (среди которых на первом месте, разумеется, стоят сухопутные, водные и воздушные беспилотники); исследование проводится в рамках проекта PERFECT (Power Efficiency Revolution For Embedded Computing Technologies). Взято здесь. Можно добавить про то, что давний проект CUDA, разрабатываемый Nvidia, ориентирован на архитектурную альтернативу материнским картам, и предполагает использование графических процессоров и карт для параллельных вычислений и операций с плавающей запятой с большей эффективностью, чем это делают "обычные мамки". И, скорее всего, контракт являет собой очередной раунд финансовых шенкелей испугавшейся было кризиса ИТ-отрасли.

Похоже, уже давно стало общим местом объяснение падения интереса к научной фантастике тем обстоятельством, что фантастику эту все труднее отличить от рекламы технических новинок, тем более, что с этими новинками рекламируется воплощенный в них бренд, сиречь образ жизни, тянущий за одним изделием целый ворох других, предлагающих себя в качестве технологичного окружения человека. Технологичность и насыщенность изделиями такова, что, продолжая взгляд на эти вещи в будущее, рисуется картина, где человек растворяется в системе этих вещей, подобно облепленному бумагой Гарри Татлу из фильма "Бразилия" Терри Гильяма, или конкистадору, проросшему насквозь цветами Древа Жизни из фильма "Фонтан" Дарена Аронофски. Но это уже другое кино - не про технику и не про научную фантастику, а про мечты, стремления и приверженности, задающие гуманистическое измерение, где техника - лишь средство или преграда, какой бы сложной и совершенной она ни была, в мир которой погружен человек, определяющий себя человеком. Про это же, наверное, вскоре будут и широкие общественные дискуссии, когда вопрос о том, что есть естественная и что есть искусственная жизнь, выйдет за рамки отвлеченных академических дискуссий. Он уже сейчас очень хорошо задается в очень хороших, но часто малобюджетных, а потому не очень широко известных, фантастических фильмах, где человеческая идентичность в условиях неопределенности природного происхождения определяется приверженностями, стремлениями и мечтами. Которые, кстати, во "внекиношном", реальном, мире также оказываются объектом-продуктом-товаром. 

Снаружи - замена натуральной кибернетики природной среды искусственными зверями, изнутри - снабжение всех и каждого электронным альтер-эго, которое, при небольшом рыночном толчке в сторону мобильной медицины и 3D печати сделает огромный шаг в сторону тесной интеграции с человеческим телом. И все это автоматически замыкается на сетевые сообщества: m2m - в одном случае, "социальные" - в другом, также жестко взаимоувязанные друг с другом. При сохранении тренда киборгизации возникает вопрос: а кто, собственно, в результате будет заказчиком (формирователем спроса) на все эти технологические решения, если человек максимально киборгизируется и реализует эту удвоенную (или даже утроенную, с учетом виртуализации) жизнь? Тут дело даже не в том, будет ли спрос на беспилотники, экзоскелеты и органы-артефакты (допустим, будет и, скорее всего, будет), дело в том, что спрос на эти вещи сейчас формируют человеческие существа, а потом - какие (в истории своей бывшие человеческими, но конвертировавшиеся в нечто иное)? Не конвертируется ли при этом экономический, определяющийся платежеспособностью, спрос на отмеченные товары, в естественную потребность сложившейся экосистемы особого типа, удовлетворяемую в рамках обменных процессов, существующих внутри и по законам (или по протоколам) этой экосистемы? И будут ли такие экосистемы лучше, сложнее, богаче, жизнеспособной, чем те, что "ранее" назывались естественными? И каково будет взаимодействие экосистем? И вот еще что интересно: будет ли в этих экосистемах экономика, и какая? Пример виртуальных товаров и денег в RPG - не в счет, пока что субъектами там выступают живые люди, хоть и в виртуальом качестве. И кто против кого будет воевать беспилотными роботами? Странная мысль, обращенная ретроспективно: а что, если боевой бык, нападающий на представителей иных биологических видов без видимой агрессии со стороны последних (что вообще-то редкость в природе), чьи зоопсихологические свойства используются на существующей до сих пор корриде, был некогда самовоспроизводящейся, живородящей технологической креатурой неведомой цивилизации далеких эпох, канувшей в лету? И не станут ли далекие поколения будущего также воспринимать сложные, некогда высокотехнологические, автопоэтические системы как нечто естественное, как мы сейчас воспринимаем живородящих быков и коров (да и нас самих, кстати)?

Может быть, не именно такими, но похожими по временнОму масштабу, вопросами задавался в свое время Гарольд Лавкрафт, а жил он в самом начале формирования государства модерна, государства развитых индустриальных технологий. Сегодня государство как развитый общественный институт известного типа слабеет, слабеют экономические связи известного типа, но появляются какие-то странные технологии, развивающиеся в сторону самовоспроизводства. И это уже реальность, а потому кина не будет, поскольку оно уже воплощается в жизнь.

Говорят, что человечество смеясь расстается со своим прошлым. Но что есть человечество, смеясь расстающееся со своим человеческим прошлым?

 

Добавить комментарий