Массовая архитектура

Похоже, либерализация искусства идет последовательно: от свободы живописи, через свободу скульптуры – к свободе архитектуры. Сейчас мы живем во время свободы первых двух, осознание архитектуры как свободного искусства организации пространства только-только начинается. Свобода первых двух началась тогда, когда стало возможно задать вопрос: что считать живописью или скульптурной инсталляцией. Разумеется, с архитектурой дело сложнее: она больше и теснее привязана к повседневности. Если живопись и скульптура – часть пространственной среды, то архитектура имеет дело с самой этой средой. Либеральная архитектура должна быть понята не только как принадлежность массам, но и воспроизводимость массами, элитарность которой должна определяться степенными характеристиками. Массовая культура захватила искусство визуальных образов, однако ошибаются те, кто считают, что либеральная архитектура существует сегодня: многоэтажка-инсула – не то. Жильцы таких зданий зависимы от их строителей, они не властны в изменении экстерьера и планировки, и вообще подвержены всяческим несвободам со стороны регуляторов и создаваемых ими регламентов. Отдельный вопрос – почему произошло так, что именно архитектура отстала и от скульптуры, и от живописи в плане свободы форм и функций, но, похоже, сегодня, на рубеже 20 и 21 веков, становится видна востребованность изменений здесь, в период перенаселения, распространения городских агломераций и превращения сельского хозяйства в агропромышленность. Мобильные, быстро- и самовозводимые, трансформативные и линдшафт-интегрированные решения – то, что становится основой формирования групп вроде «Бунта архитекторов» или предшествующей ей группе «Архиграф». Между тем, именно сохранение системы пространств повседневности подрывает едва ли не все то, что связывается с понятием либерализмом.  

 

Добавить комментарий