Брендирование территории

С брендирования территории и "пользовательского брендирования" на ней начинается то, что в рамках неокономического разговора представляет вопрос о кластерной специализации страны или (учитывая тенденции) города в международной системе разделения труда. В этом смысле собственно брендирование (создание торгуемого образа жизни) оказывается привязанным к локусам, или территориям, и должно начинаться так мыслиться. В случае движения "от большего масштаба – к меньшему" это будет достаточно известная кастомизация (в пределе – персонализация) бренда, или классический product placement. В случае движения "от меньшего масштаба – к большему" будет иметь место расширение рынка, но не обязательно (а сегодня – все более и далеко не обязательно) это будет массовизация однотипного потребления продукта локуса, поскольку такая массовизация заведомо играет против кластерного преимущества локуса. Речь заведомо идет о не экспансионистской (в частности – не империалистической) модели, предполагающей лимиты объемов спроса при углубленной кастомизации и создании пресловутой "добавленной стоимости". Которая, конечно, может восприниматься как услуга в ее не торгуемой (на внешних рынках) товарности, но дело в том, что при любом таком расширении "услуга кастомизации" будет не иначе, как международной практикой (информационно-технологическим сервисом), столь же не торгуемой, как реализация классической схемы подвески автомобиля в изделиях различных фирм, тогда как торгуемой является продукция Volvo, Dodge, BMW, Fiat или УАЗ. Но, во всяком случае, в классическом смысле переход к большему масштабу соответствует выходу на биржу (в том числе в рамках "народного IPO"), а значит, имеет смысл говорить о своего рода "котировках территорий" и, как следствие – об управлении ожиданиями территориального развития и статусов, что предполагает комплексные параметры конкурентоспособности, включая экологические. Вряд ли даже следует вести речь про "индекс развития территорий" в привычном смысле "экономического развития", поскольку в первую очередь "биржа территорий", будучи площадкой оценки перспективности и депрессивности "мест", будет оценивать привлекательность присутствия той или иной срочности на них тех или иных деловых агентов, относительно агрегированных прогнозных данных[1]. То есть подобное управление "статусами территориального присутствия" предполагает как изменение самих принципов биржевой работы (ключевого формата "естественного" управления экономическими процессами), так и, неизбежно, какие-то преобразования в транспортной логистике – видах транспортных средств, их персонализации и массовой доступности, причем в масштабах планеты, поелику биржи работают в мировом масштабе. Еще раз: речь о "бирже территорий" вполне уместна, если говорить о брендовом статусе последних: образ жизни как предмет проектирования и выбора есть предмет ожидания и спроса, тогда как актуальный и притом удовлетворяющий образ жизни не есть таковой: торгуемость реализуется внутри него воспроизводством образующих его услуг и предметно-технологического множества. В этом смысле становится заметным еще одно существенное соображение: образ жизни (повседневность) может стать торгуемым (брендом), когда есть некоторый другой образ жизни (или практика повседневности) – при том, что эта разница вовсе не обязательно знаменует их разницу в неокономическом смысле бедных и богатых территорий: она функциональная, а не агрегированно-количественная. Это к вопросу о многоукладности.

 


[1] Оправданность и достоверность прогнозов – отдельная тема, представляющая "философский камень" (а для некоторых – даже "цветок папортника") не только современной консалтинговой аналитики, но и научности в целом.

Добавить комментарий