Вышла интересная книжка по антропологии денег: уточнение подходов

Книга «Фетиш и табу…» интересна тем, что представляет собой сборник чрезвычайно интересной эмпирики, системно собранной по различным аспектам культурных практик, мифологем и фольклорных выражений, циркулирующих в традиционных и современных общественных средах. Фактически, речь идет о наблюдениях культурологического семиозиса денег, связанного как с общими народными представлениями о последних, так и с реакцией на изменения в финансовой сфере в конкретные исторические периоды.

В своей статье я делаю акцент на близких, но несколько иных вещах – я пытаюсь рассматривать деньги с позиции чистой семиотики, специфицированной для экономики, или «семиотики без других прилагательных» (антропологической, культурологической, психологической и т.п.). Иначе говоря, я ставлю вопрос о том, в чем состоит специфика знаковой сущности денег как исторически неотъемлемой части предмета экономики. Это различие подходов можно также выразить через типологию первичности Дунса Скота: меня интересует сущностная первичность денег (знаковая) применительно к их временнОй первичности (экономической), безотносительно к профанным аспектам первичности для человека (культурологическим и философско-антропологическим аспектам массового сознания).

Между тем, именно этот, профанный, аспект первичности денег чрезвычайно важен, особенно в условиях, когда глобальная финансовая система претерпевает глубокий кризис, многочисленные домохозяйства (потребители низового уровня, базовые носители народной культуры) сталкиваются с повальной безработицей и дефицитом ликвидности, помноженными на конверсию общества в феодальное состояние со стороны национальных компрадорских элит (во всяком случае, российских) посредством истребления системы массового образования, здравоохранения, гражданской безопасности и коммунального обеспечения. В данном смысле, все чаще отмечаемая различными наблюдателями мифологизация сознания, происходящая в рамках этого печального процесса, будет иметь все бОльшее значение для тех, кто пытается этому процессу хоть что-то противопоставить, в том числе – «расколдовать» деньги. С другой стороны, сами денежные мифологемы и фольклорные эффекты уже дают богатый материал для понимания того, как чистая либо экономическая семиотика денег функционирует и насколько проявляет себя на уровне непосредственного массового обращения, и в каких понятийных воплощениях.

Добавить комментарий