Онлайн страхование: популярность, которой нет (на примере авиаперевозок)

Как это выглядит с точки зрения оптимистических ожиданий роста

О высоком потенциале массового спроса на онлайновое страхование авиаперевозок свидетельствуют данные роста онлайн-бронирования пассажирских перевозок в общем объеме российских услуг online travel, где сегодня наблюдается инвестиционный бум. В его рамках первым страховым онлайн-сервисом стала продажа полисов «Альфа-страхования» на сайте Аэрофлота в конце 2013 года.

Между тем, о росте спроса на услуги online travel (большая часть которых представлена авиаперевозками), а значит, и связанные с ними сервисы онлайн-страхования, свидетельствует совместное исследование DataInsight и PayPal данного рынка, по данным которого, с одной стороны, ожидается его дальнейший рост при замедлении темпов, с другой – высокая доля авиаперевозок в онлайновых заказах; также, по данным этого исследования, в онлайне оплачивается 60% билетов:

Рис. 1

 

Рис. 2

 

С другой стороны, обобщая комментарии представителей страхового рынка (http://www.insur-info.ru/interviews/947/, http://www.interfax-russia.ru/Siberia/pressrel.asp?id=513936), можно сказать, что сегодня онлайн-страхование рассматривается ими как среда массовизации страховых услуг в общеэкономических условиях растущего дефицита спроса, вместе с тем, обещающая существенно сократить издержки рабочего времени персонала страховых компаний; при этом рынок онлайн-страхования в целом рассматривается ими как имеющий большой и долгосрочный потенциал насыщения, а проблемы технологической обеспеченности страховых онлайн-сервисов – как преодолимые по мере распространения формирования отраслевых стандартов. Интерес к онлайновым сервисам логичен в связи с ростом уровня концентрации страхового рынка в целом за последние пять лет, особенно в крупных мегаполисах – концентраторах категорий «среднего класса» – основных массовых потребителей страховых услуг (здесь и далее – данные портала «Прайм-страхование»):

Рис. 3

 

Важным моментом является то, что выгоды от экономии на издержках при онлайн-страховании никак не коррелируют с результатами актуарных расчетов объектов страхования, а потому выступают дополнительным, и весьма существенным, фактором ожидаемой доходности страховщиков. При этом, по данным за два минувших года, доля интернет-каналов продаж страховых услуг остается весьма невысокой, равно как доля продаж через туроператоров, что также косвенно свидетельствует о слабой освоенности страховщиками продаж онлайновых услуг, связанных с пассажирскими перевозками:

Рис. 4

Поскольку рост концентраци страхового рынка связан с усилением конкуренции на нем и расширением региональной деятельности компаний, закономерно ожидать приток пользователей онлайн-услуг из смежных со страхованием наиболее массовых потребительских сегментов с развитыми схемами онлайновых продаж. Наиболее развитым из них являются сервисы транспортного и туристического онлайн-бронирования, при этом услуги авиаперевозок являются одними из наиболее рисковых, где первым объектом страхования выступает жизнь, вторым – имущество. По данным того же источника, доля страхования жизни в общем объеме объектов страхования пока уступает достатчно распространенным видам, отделяется экспертами рынка от обязательных видов страхования, а потому также имеет определенный потенциал расширения. С учетом слабой освоенности сегмента онлайн-страхования в целом, а также активного роста рынка online travel с высокой долей заказов пассажирских авиаперевозок, следует ожидать волну спроса, способную обеспечить прирост доходов от страховых онлайн-сервисов.

Как это выглядит с точки зрения реальных процессов?

В реальности есть то, что выход страховщиков в онлайн – закономерная, но судорожная, попытка сих финансовых деятелей сформировать нишу ситуативных покупок у потребителей, чей рост фрустраций сегодня склонен ко все большему повышению, но кто уже не верит в халяву «50%-х банковских вкладов»; ибо для массового среднего потребителя еще не совсем дошло, что страховщики – также финансисты.

Сами авиаперевозчики, кои, конечно, представляют весьма рисковый бизнес, онлайново не страхуются. Сделка страхования воздушного судна «на многие нули» производится, мягко говоря, в ином формате, и уж во всяком случае не является ситуативной покупкой. Между тем, страхование судов для перевозчиков – мера вынужденная, ибо сответствует милосердным правилам ВТО после вступления в нее России; а правила требуют зачеркивания членами-мейджорами этой организации любых вновь прибывших посредством разного рода экономических нагрузок, среди которых красуется обязательное страхование воздушных судов и авиаперевозок на круглые суммы. Разумеется, это перекладывается на конечных потребителей, для которых либо растут цены на билеты, либо ужесточается вынужденность страхования жизни и имущества физлиц – будь то, опять же, законодательная или экономическая вынужденность. Поскольку так, постольку для страховщиков открывается прекрасное поле сбора дополнительных средств с потребительской массы, как только они присоединяются к билетным онлайн-терминалам авиакомпаний на условиях, судя по всему, некоего вспомоществования делу решения транспортно-страховых проблем последних.

Ну и со стороны самих страховщиков ситуация тоже не сахар. Действительно, концентрация на их рынке высокая, отсюда – конкуренция и толкотня, причем в наиболее деньгастом Центре; а потому в российском логистическом оффлайне бизнес развивать куда более рисковая вещь, чем в логистическом онлайне. Кроме того, в примере «ростового расклада» определенное значение, безусловно, имеют потенциалы структуры спроса: то же страхование жизни и прочие аспекты, которые пока не заняты и под которые все еще можно сформировать «пакет услуг». Но это все касается пока еще недозапуганных креаклов-потребителей (но уже слегонца подмороженных происходящим вокруг, что страховым компаниям на руку), у которых пока еще есть средства куда-то летать, тратя, в своей общей массе, неплохие деньги на десятки тонн ежедневно сжигаемого керосина. Между тем, сколь ни искать намеки на появление популярности онлайн-страхования у авиапутешественников, трудно найти массового обывателя, желающего расставаться с деньгами на что бы то ни было постороннее, особенно когда денег и становится, и ожидается ощутимо меньше, да к тому же все больше осознается, что реальным страховым фактором в этой жизни является само наличие денег, нежели сомнительные «потребительские услуги» страховых компаний, делающих собственные деньги на максимизации рисковых ощущений страхователя по тем объектам страхования, где реальное расчетное ожидание дает минимальные риски.

Иное дело – собственный штат страховых компаний. Как правило, крупнейшие из них и задающие стандарты – это сетевые организации с большими штатами (и внештатами) агентов, клерков, секретуток, экспертов и актуарных аналитиков, занятых отлаженными трудовыми рутинами, расшивающими непростые случаи сделок и выплат. В условиях спада экономия у тех, кто делает деньги, идет, в первую очередь, на рабочем времени персонала (как это отмечено выше), только выражается это в зарплате и численности персонала - разумеется, снижаемых. Вполне логично, что ставка на развитие онлайна убивает двух зайцев: она как снижает затраты на персонал по мере расширения онлайн-присутствия (причем не только страховщиков, но и прочих ситуативных финансистов), так и создает хороший, «инновационный», вид в глазах современного российского «инночиновничества», готового рапортовать непонятно кому про технологическое развитие и «независимый финансовый центр»; ибо все это хоть не мытьем, так тихой сапой, но способствует созданию эффекта «российских финансов на плаву», поддерживающих своими услугами «всяких малых».

Между тем, в случае, если онлайновое страхование пойдет расширяться и захватывать трудовые рутины, сокращения на страховом рынке (ну и на прочих рынках, где подобные рутины есть) неизменно будут. И ведь все – от топов до мелких клерков – убеждены в том, что любые новые технологии оправданы исключительно тем, что способны сокращать издержки производства, экономя ресурсы и труд. О том, чем будет занят освобожденный труд, задумываются немногие. Наверное, предполагается, что этот «труд» устроится на «новые технологичные производства» или будет кушать купленные в кредит ананасы под купленными в кредит пальмами (впрочем, насчет последнего все чаще высказываются сомнения). И уж совсем немногие задумываются над тем, что тот, кто продает страховую услугу, покупает ее, заказывает online travel и платит перевозчику – одно и то же лицо. И если это лицо оказывается неприкаянным (а таких, еще раз – масса), то основания для ведения страхового онлан-бизнеса в потребительском сегменте существенно уменьшаются. 

Добавить комментарий