Google против беспилотников: "Мамочка" против Бендера...

В середине апреля стало известно, что Эрик Шмит выступил за ограничение массового распространения беспилотных летательных аппаратов. Главный аргумент - тот, что беспилотники умеют шпионить и соваться в личную жизнь, будучи использованы террористами. О том, что беспилотники, даже малые, умеют рыгать огнем стрелять, применительно к "террористам" сказано не было. Это заявление Шмита, право, почище причисления Касперского к лику террористов будет! Достсточно вспомнить многочисленные обвинения аналогичного рода в адрес самого Google, и црушные корни самой этой компании.

А дело здесь, скорее всего, в том, что принципы "новой войны" оказываются палкой о двух концах, способных нести угрозу наиболее ярким организационным выразителям этих принципов. Ведь первейший принцип, с которого начиналась концепция такой войны - управляемость большими числами комбатантов, вооруженных средствами:

  • дешевыми и массово доступными;
  • двойного назначения.

Именно такой была идея легионов гражданских самолетиков (их численность и обеспечение легко регулируются), которые должны были заменить большие стратегические бомбардировщики, каждое поколение которых экспоненциально отжирало львиную долю оборонного бюджета (стоит напомнить, что самолеты Б-52 и Ту-95 конструктивно принципиально не менялись с 1950-х гг и до сих пор представляют собой неизменную вершину технологического совершенства в своем роде). Такими же массово доступными и двойного назначения в свое время стали ПК и соцсети, а сегодня таковыми становятся мехатронные изделия (где важна не столько мощность движения, сколько его точность), к их числу относятся и беспилотные аппараты, а также разного рода производственные чпу (cnc) устройства, среди которых на первом месте по социально-экономической актуальности стоят прогнозируемые National Intelligence Council (NIC) 3D принтеры и аддитивные производственные системы. Согласно отчету разведсообщества, основной особенностью таких устройств является их способность быть средством массовой доступности и попадать в мелкие, включая домохозяйственные, предприятия, и оценивается в отчете эта перспектива как благоприятная. Почему же Шмит напрягается по поводу ораничений? Слишком уж у его детища рыльце в пушку, чтобы он мог столь напрямую корчить из себя кошку, борющуюся за права мышей.

Мне представляется, что мехатронные беспилотники, причем достаточно массивные и габаритные (на некоторые из них сегодня можно установить реактивные двигатели и небольшой боекомплект), демонстрируют не просто массовую доступность, но массовую производственную доступность, то есть их разработка и производство сегодня неподконтрольны крупным монополиям (в отличие от случая с планшетниками и гражданскими самолетиками), причем это имеет место как на уровне конечных изделий (примером может служить первый российский чемпионат по мехатронике, проведенный в явваре с.г. в Первоуральске), так и на уровне элементной базы, выпускаемой преимущественно "в зоне китайской ответственности". Это означает, что крупный сегмент оффлайновой кибернетики, куда сегодня устремился Google, будет работать под FreeBSD и прочими продуктами "живого творчества народных масс", где никакими андроидами и гугломобилями не пахнет, что резко диссонирует со стройной идеей "интегрированности всего со всем". Уход в свободное плавание значительной части нарождающейся робототехники вызывает озабоченность гиганта.

Впрочем, ситуация может повторить историю с Интернетом, когда вольница сменилась закручиванием гаек, госрегулированием и произволом авторского права, оставив теневой сегмент Сети "узким гикам" и закрыв его для масс. Есть лишь одно отличие: сегодня имеет место системный демонтаж глобальными элитами (куда такие, как Шмит, ой как мечтают вписаться!) не только экономической среды, породившей сам Интернет, но едва ли не всего капиталистического уклада, а потому, на фоне глобального кризиса управляемости (специфическим оплотом которой и был сделан Google), доля "тени" станет больше не только в оффлайновой экономике, но и в сети в целом. Так что, может статься, когда-нибудь на требование Эрика Шмита предъявить сертификаты и программную лицензию беспилотное существо ответит механическим голосом: "укуси мой блестящий металлический зад".

Добавить комментарий