«Видите ли, мой юный друг,
если вы – феноменолог,
вы можете говорить
хотя бы вот об этом напитке,
и это тоже будет философией».
Р.Аарон – Ж.Сартру
о стакане абрикосового коктейля
в изложении П.Стретерна.
В начале XX века ювелир Картье-внук выпустил линейку продуктов Santos de Cartier, посвятив их своему другу Альберто Сантос-Дюмону, изобретателю и одному из пионеров воздухоплавания, значимой фигуре в истории техники. Особенностью их дизайна является наличие характерных декоративных винтиков с прямым шлицем и округлой шляпкой (как правило, желтого металла на белом либо белого на желтом). Они присутствуют на часах, авторучках, зажигалках и очках, намекая на профессию Сантоса. Что довольно редкое явление для случая, когда уже ставшее ретрофутуристическим "techno", возникшее в период перехода не столько художественных, сколько собственно индустриальных, стилей от "steam" к "diesel", сочетается с утонченной элегантностью в изделиях премиального класса. Действительно, едва ли не большинство изделий и произведений steampunk и dieselpunk рубежей XX и XXI веков выражают скорее романтику функционального брутализма славной эпохи "рабочего движения", несут дух "простых парней", знающих свое дело и сознательных в своей практической искушенности: марксовых пролетариев – машинистов паровозов и субмарин, разбирающихся в мириадах индикаторов и рычагов, и примкнувшей к ним научно-инженерной братии. Этот бренд и выбирают себе технояппи, усматривающие оригинальность в технологической альтернативе недавнего прошлого. Будучи в тех же стилистических рамках, Santos de Cartier занимает свою нишу другим акцентом: это едва ли не первая в истории "техноювелирка", причем заведомо тематическая и брендовая, то есть связанная с образом жизни конкретного человека, который вполне можно обозначить как типический. Это образ инженера-предпринимателя, того самого веберовского "организованного человека", что в потертом сюртучке за видавшей виды конторкой управляет проектами солидной капитализации, но при этом не чужд прекрасному. Такой человек на рубеже XX и XXI веков – дефицит и даже для некоторых "философский камень" – ему я посвятил книгу "Проектная антропология. Новый организованный человек", в которой попытался разобраться с целым рядом вещей принципиального, на мой взгляд, характера.
Не столько по причине того, что лавры Луи Картье не давали мне покоя, сколько из-за неудовлетворенности некоторыми эргономическими особенностями столь повседневного и нередко используемого мной предмета, как авторучка, я решил представить свой вариант. Наиболее реальным и долговечным вариантом этого письменного инструмента сегодня являются "тактические авторучки", однако именно в силу своей "тактичности" им также присущ брутализм, причем милитарность дизайна тактических авторучек (большая часть которых представляет собой авторучки-куботаны или авторучки-даггеры) совершенно не завуалирована в отличие от брутализма современных же изделий steampunk, лишь косвенно отсылающих к тому обстоятельству, что собственно "производство эпохи угля и пара" произросло из первых мануфактур "Нового Времени", изначально обслуживавших потребности массовых армий в материальном обеспечении. Иначе говоря, "тактические авторучки", как правило, недостаточно элегантны, хотя подчеркивают стиль и, так сказать, "обязывают" их владельца. С другой стороны, известные письменные принадлежности в ретрофутуристическом стиле, как правило, представляют собой скорее мини-инсталляции, причем достаточно массивные, нежели собственно средства повседневного пользования, а потому, даже будучи весьма искусными художественными произведениями, не представляют дизайн для реального мира, или "интегрированный дизайн", авторство каковой концепции принадлежит Виктору Папанеку. Он не был моим другом, зато был другом еще одного великого изобретателя Ричарда Бакминстера Фуллера, несколько произведений которого мне в свое время довелось перевести и прокомментировать. Также мне не нравилось, что клипсу нельзя никак использовать, пока не прицепишь за лацкан или карман, а также то, что из-за нее авторучка лежит на поверхности не симметрично, и что клипсу нельзя использовать в качестве подставки.
Полагаю, что мне удалось реализовать эргон, сочетающий повседневную практичность с элегантностью и "тактической" массивностью (авторучка весит несколько десятков грамм). Художественный привет изделиям Картье шлет большая плоская шляпка винта крепления клипсы с прямым шлицем, а рычажно-стрелочный вид самой клипсы отсылает к часовой изначальности техноювелирного стиля (несколько моих друзей даже пытались повернуть этот жестко фиксированный элемент, дабы обнажить стержень и привести вещь в рабочее состояние). Посвящена авторучка Виктору Папанеку, который, подобно Фуллеру, Снельсону и ряду других авторов, заложил, на мой взгляд, фундамент нового отношения к материальному миру, а значит, скорее всего, обусловил, в их числе, новую (пожалуй, третью по счету) промышленную революцию, наступающую, судя по всему, значительно позже активного периода творчества этих авторов. И да, таковая революция характеризуется порядком комплексного отношения к миру по крайней мере не в меньшей степени, чем финансово-экономическими условиями, поскольку именно в рамках этого порядка определяются критерии доверия и запросов.